Музыка Моцарта состоит из очень простых музыкальных конструкций. Из тех же самых, из которых Черни слепил свои десятки тысяч бесконечных этюдов. Это гаммы, арпеджио, трезвучия, это вездесущий и вечный альбертиев бас, простой и незаменимый, как молоток. Так почему же Черни с его «Школой беглости» набил оскомину уже не одному поколению музыкантов, а те же самые гаммы у Моцарта играть очень интересно?

Вот — самая простая соната Моцарта.

Это до мажор, ни одного знака при ключе, она почти одноголосна (большую часть времени играет только одна рука). И, как будто всего этого мало, Моцарт ещё и добавил пояснение: «sonata semplice».

Её легко играть и легко слушать. Конечно, эта соната не претендует на пьедестал сороковой симфонии. Её почетный титул — самое простое произведение моцартовского зрелого периода. Музыковеды предполагают, что она была написана для ученика (эта функция за ней осталась и по сей день).

Жанр сонаты в моцартовские времена ещё не устоялся окончательно. Сонаты XVIII века бывали и в двух частях, и в трёх, и сюитой. Хотя некоторая приятная определённость уже намечалась. Например, было уже понятно, как должна выглядеть сонатная форма. Этот термин к сонате непосредственного отношения не имеет. Сонатная форма — это вступление, первая часть концерта, симфонии, сонаты, оперы. То есть увертюра по жанру — это сонатная форма.

Итак, вернёмся к нашей сонате. Вкратце это сонатное аллегро можно пересказать так: главная тема в до мажоре, побочная в тональности доминанты. А потом, в разработке, мы внезапно обнаруживаем себя в соль миноре. Реприза как надо, всё по тексту, но почему-то в фа мажоре. И вся эта игра с тональностями выглядит очень органично благодаря изящной серии модуляций в связующих пассажах. Исключение составляет резкий переход из соль мажора в тональность параллельного минора. «Соль!» — говорит Моцарт в начале разработки. Ноты соль сразу три — в первой, малой и большой октаве, вот такой вот аккорд, в котором не сказано, мажор это будет или минор. «Ага, соль мажор», — думает слушатель, и тут же получает соль минорное арпеджио.

Вторая часть написана в соль мажоре. Лиричная певучая тема модулирует из соль мажора в соль минор, оттуда в си бемоль мажор, а потом и вовсе в до мажор. И всё это время, как неумолимая тёмная тень за параноиком, за ней следует альбертиев бас.

Хотя третья часть сонаты и совсем короткая, ей достались очень красивые мелодии. И потом, это единственная часть, где есть элементы голосоведения.

Итак, в этой маленькой и очень простой вещице есть столько всего прекрасного, что любил и умел Моцарт: серии модуляций, певучие мелодии, которые переплетаются и накладываются в разработке, неожиданные повороты гармонии. И за это можно многое простить этой незамысловатой сонате. Даже альбертиев бас.

Comments on: "Моцарт, Sonata semplice C-Dur" (2)

  1. I used to be suggested this website via my cousin. I’m no longer sure whether this submit is
    written by means of him as nobody else know such detailed approximately my trouble.
    You’re wonderful! Thank you! — Calator prin Romania.

  2. Эта замечательная идея придется как раз кстати

    ——
    phuket yacht charter https://european-sailing.com/rent-yachts-thailand

Оставьте комментарий